"Шахматный клуб"

Программа занятий

Первый год обучения (5 – 6 лет)

  • Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.

Познакомить детей с шахматами, правилами игры. Рассказать о том, что игра в шахматы - занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

  • Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

Продолжать знакомить детей  с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями, введение понятия «горизонталь», «вертикаль, чередованием белых и черных полей на шахматной доске.

  • Линии на шахматной доске. Диагонали.

 Формировать у детей представления о правилах размещения шахматной доски между партнерами. Введение понятия «диагональ».

  • Центр шахматной доски.

 Формировать у детей представления о правилах размещения шахматной доски между партнерами. Введение понятия «центр».

  • Шахматные фигуры.

Познакомить детей с шахматными фигурами.

  • Сравнительная сила фигур.

Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами.

  • Начальная позиция.

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией, связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур, правилами: «Ферзь любит свой цвет».

  • Ладья.

Познакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами.

  • Слон.

Формировать у детей представления о шахматной фигуре «слон», месте слона  в начальном положении, ходом слона, взятием.

  • Слон против слона.

Познакомить детей с понятиями: разноцветные и одноцветные слоны, легкая и тяжелая фигуры.

  • Ладья против слона.

Отработать с детьми практические навыки игры ладьей.

  • Белый ферзь.

Познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь», местом  ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура».

  • Чёрный ферзь.

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь», ходами ферзя.

  • Ферзь против ладьи и слона.

Закрепить знания детей знаний и отработать практические навыки игры ферзем.

  • Король.

Показать, как ходит король. Разучить правило  «Королей не уничтожают» и что оно означает.

  • Король против других фигур.

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие – «контролируемое» поле.

  • Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур».

Повторить программный материал за первый год обучения.

Второй год обучения (6 – 7 лет)

  • Шахматная доска, шахматные фигуры, расстановка шахматных фигур.

Закрепить название шахматных фигур, расстановку шахматных фигур.

  • Место в начальном положении и ходы ладьи, слона, ферзя.

Отработать практические навыки игры ладьёй, слоном, ферзем.

  • Пешка.

Познакомить детей с местом пешки в начальном положении, понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие, взятие на проходе, превращение пешки.

  • Ферзь, король, ладья, слон против пешки.

Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками».

  • Конь.

Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь», местом «коня» в начальном положении, ходами.

  • Конь против коня.

Отработать практические навыки игры конь против коня.

  • Ферзь, ладья и слон против коня.

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Показать позиции фигуры, различные ходы.

  • Король и пешка против коня.

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Показать позиции фигуры, различные ходы.

  • Шах.

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.

  • Не иди король под шах.

Разучить правило: короля под шах ставить нельзя, подбирать для короля не атакованные поля.

  • Защита от шаха.

Научить детей защищаться от шаха.

  • Мат.

Познакомить детей с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет.

  • Ферзь, ладья, слон дают мат в один ход.

Показать детям, как ставить мат в один ход.

  • Конь, пешка и король дают мат в один ход.

Научить детей ставить мат конём.

  • Ничья. Пат.

Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

  • Рокировка.

Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки.

  • Ценность фигур.

Провести игру всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).

  • Шахматная партия.

Дать детям общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.  Игра всеми фигурами из начального положения. Обязательные правила для всех шахматистов. Великие шахматисты.

  • Шахматный турнир.

Подвести итоги турнира.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie