"Шахматный клуб"


Программа занятий
Первый год обучения (5 – 6 лет)
- Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.
Познакомить детей с шахматами, правилами игры. Рассказать о том, что игра в шахматы - занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
- Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
Продолжать знакомить детей с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями, введение понятия «горизонталь», «вертикаль, чередованием белых и черных полей на шахматной доске.
- Линии на шахматной доске. Диагонали.
Формировать у детей представления о правилах размещения шахматной доски между партнерами. Введение понятия «диагональ».
- Центр шахматной доски.
Формировать у детей представления о правилах размещения шахматной доски между партнерами. Введение понятия «центр».
- Шахматные фигуры.
Познакомить детей с шахматными фигурами.
- Сравнительная сила фигур.
Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами.
- Начальная позиция.
Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией, связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур, правилами: «Ферзь любит свой цвет».
- Ладья.
Познакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами.
- Слон.
Формировать у детей представления о шахматной фигуре «слон», месте слона в начальном положении, ходом слона, взятием.
- Слон против слона.
Познакомить детей с понятиями: разноцветные и одноцветные слоны, легкая и тяжелая фигуры.
- Ладья против слона.
Отработать с детьми практические навыки игры ладьей.
- Белый ферзь.
Познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура».
- Чёрный ферзь.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь», ходами ферзя.
- Ферзь против ладьи и слона.
Закрепить знания детей знаний и отработать практические навыки игры ферзем.
- Король.
Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает.
- Король против других фигур.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие – «контролируемое» поле.
- Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур».
Повторить программный материал за первый год обучения.
Второй год обучения (6 – 7 лет)
- Шахматная доска, шахматные фигуры, расстановка шахматных фигур.
Закрепить название шахматных фигур, расстановку шахматных фигур.
- Место в начальном положении и ходы ладьи, слона, ферзя.
Отработать практические навыки игры ладьёй, слоном, ферзем.
- Пешка.
Познакомить детей с местом пешки в начальном положении, понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие, взятие на проходе, превращение пешки.
- Ферзь, король, ладья, слон против пешки.
Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками».
- Конь.
Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь», местом «коня» в начальном положении, ходами.
- Конь против коня.
Отработать практические навыки игры конь против коня.
- Ферзь, ладья и слон против коня.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Показать позиции фигуры, различные ходы.
- Король и пешка против коня.
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Показать позиции фигуры, различные ходы.
- Шах.
Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.
- Не иди король под шах.
Разучить правило: короля под шах ставить нельзя, подбирать для короля не атакованные поля.
- Защита от шаха.
Научить детей защищаться от шаха.
- Мат.
Познакомить детей с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет.
- Ферзь, ладья, слон дают мат в один ход.
Показать детям, как ставить мат в один ход.
- Конь, пешка и король дают мат в один ход.
Научить детей ставить мат конём.
- Ничья. Пат.
Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.
- Рокировка.
Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки.
- Ценность фигур.
Провести игру всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).
- Шахматная партия.
Дать детям общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Обязательные правила для всех шахматистов. Великие шахматисты.
- Шахматный турнир.
Подвести итоги турнира.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника